Итак, вы приходите домой и видите непонятную картину: ваш близкий (сын/дочь/брат/отец/мать/муж) буквально прилип к окну и чем-то встревожен. На вопросы не отвечает, либо отмахивается, либо агрессирует, зрачки расширены, суетится, как будто чем-то серьёзно напуган. Возникают закономерные вопросы: Денег что ли кому-то задолжал? Или, может, натворил чего? Да. Натворил. Но только «не в том смысле». Скорее всего ваш близкий находится под влиянием стимуляторов, а более точно – находится в состоянии стимуляторного психоза. И, скорее всего, не в первый раз. Потому что после первого приёма стимуляторов, таких, как а-пвп, человеку «на отходняках» (которые, кстати, наступают буквально через 10 минут после пика эйфории) просто плохо, в основном физически. И только где-то на 5-м месяце более-менее частого (от 1 раза в неделю и более) употребления стимуляторов, в основном (но, прошу заметить, не в 100% случаев, это может случиться, хотя и крайне редко, даже с 1 раза), начинает развиваться, собственно, психоз.
Симптомы стимуляторного психоза
- Галлюцинации, как зрительно-слуховые (шаги за дверью, тени), так и тактильные (ощущение «жуков под кожей»)
- Псевдогаллюцинации – как в фильме ДМБ «Ты суслика видишь? Нет? Вот и я не вижу, а он ЕСТЬ!». То есть стойкое ощущение присутствия кого-то рядом, несмотря на то, что человек находится в одиночестве.
- Мания преследования и патологическая подозрительность (бред отношения), то есть человек начинает подозревать всех, что «они меня ненавидят и хотят навредить». Всё кажется имеющим значение, даже самые обыденные действия выглядят враждебными: «Ты куда пошла? Кружку отнести? Поближе к двери пробраться хочешь, чтобы ментам открыть?!»
- Компульсивное поведение – несмотря на то, что принявшему а-пвп явно плохо, он готов мир перевернуть и пойти на любые жертвы, чтобы «употребить ещё».
- Стереотипии – навязчивые и бесцельные движения, человек может часами стоять и «чесать подоконник», прилипнув к окну, или смотря в глазок теребить ручку двери.
- Уплощённый аффект – неспособность переживать эмоции и сочувствовать. Употребивший в этом отношении похож на рептилию и настоящих эмоций не испытывает, он не способен к сочувствию, в его голове только извращённая бесчувственная логика, которая повторяет ему раз за разом безумную идею о том, что он в опасности.
Возникает такой психоз чаще всего после многодневного употребления вещества, в средне-высоких дозах, а продолжаться это может от 8-10 часов до, бывает что, одного месяца и более.
И что с этим делать?
Ну, скажем прямо, скорее всего вы употребившему ничем не поможете, только сможете смягчить симптоматику при помощи успокоительных (тот случай, когда чем мощнее, тем лучше: феназепам, клоназепам, сибазон – подойдёт всё, что угодно). Либо оно «пройдёт само», либо придётся, если ситуация затянется, или употребивший слишком агрессивен, вызывать специалистов. Но вопрос-то не в том, что, в целом, делать с этим состоянием – ведь рано или поздно зависимый, несмотря на весь ужас пережитого, парадоксальным образом пойдёт употреблять снова!
Но выход есть. Инновационные методики социально-психологической реабилитации в нашем РЦ «Новый Шаг» направлены, в первую очередь, на работу с причинами подобного поведения и позволяют устранить корень проблемы, вместо того, чтобы из раза в раз работать с её следствиями.